Бизнес-план – это распространенный в рыночной экономике инструмент менеджмента, основа конкретной маркетинговой, финансовой, материально-технической, кадровой политики ведения собственного бизнеса.
Разработка бизнес-плана является обязательной при образовании новых предприятий, реконструкции существующих, для обоснования эффективности инвестиций.
Основными разделами бизнес-плана являются следующие:
Как оформить бизнес план. Резюме
- Описание предприятия
- Характеристика продукции (услуги)
- План маркетинга
- План производства
- Финансовый план и прогнозирование рисков
- Выводы
Резюме должно занимать не более одной страницы и вмещать в себя следующую информацию:
- полное наименование предприятия;
- предлагаемые продукты или услуги, кому они будут предлагаться с описанием конкурентных преимуществ;
- объяснения, почему потребителю нужен этот продукт или услуга;
- цель и задачу предприятия;
- прогноз объема продаж, прибыли и движения наличных;
- сколько денег нужно, и когда будут видны результаты от вложенных средств.
Как заполнить бизнес план
Описание предприятия
В этом разделе указываются все данные о предприятии – организационно- правовая форма, дата создания, цель и характеристика предпринимательской деятельности, описание продукции или услуг, патенты, лицензии и т.д.
Характеристика продукции (услуги)
Этот раздел представляет собой детальное описание бизнеса. Также указывается преимущества и недостатки фирм-конкурентов.
План маркетинга
В генеральной маркетинговой стратегии намечаются конкретные принципы распространения продукции (услуг), методы образования цен, рентабельности на вложенный капитал.
План производства
Здесь описывается географическое размещение предприятия, особенности размещения строений, преимущества и недостатки нынешнего месторасположения. Также указывается описание производственного процесса (услуги), квалификационные требования к работникам, календарный план работ.
Финансовый план и прогнозирование рисков
В этом разделе обобщаются материалы предыдущих разделов и предоставляются в стоимостном выражении. Для обоснования бизнес-плана должны быть подготовлены периодом 3-5года три базисных прогноза: прогноз прибыли и убытков, проект распределения денежных потоков, проект возвращения кредита. Важными являются расчеты точки безубыточности и обоснование рисков проекта.
Выводы
В последнем разделе бизнес-плана определяется нужная сумма денег на разработку проекта, виды и размер гарантий, которые предоставляются инвесторам и краткое описание перспектив увеличения капитала.
В статье мы рассмотрели как создать бизнес план. Это лишь краткий пример разработки бизнес плана. В последующих статьях мы детально расскажем и дадим образец бизнес плана, который поможет на его основе разработать свой собственный.