Существует миллионы примеров банкротств и сотни тысяч примеров успеха. Но неуспеха всегда намного, намного больше. Если бы было иначе,— все 7 000 000 000+ человек на Земле были бы миллионерами.
Успешные бизнес-модели просты и решают простые, реально необходимые жизненные вопросы. Взгляните хотя бы на бизнес-модель booking.com или prom.ua. Отличный симбиоз и отличные бизнес-решения.
Стартапы же либо стараются решать вопросы, которые уже имеют решения (предлагают для их решения другой путь), либо входят в рынок, просто предлагая себя как альтернативу. Первый путь чреват множеством рисков, второй путь чреват силой конкурентов. Шансы невелики.
По-этому на рынке представлено множество венчурных фондов, бизнес-ожидания которых основаны на «формуле 4-4-2». Только 2 проекта из 10 могут показать действительно хороший рост.
Другая сторона рынка инвестиций представлена компаниями как например Fastlane Ventures, которые предпочитают инвестировать в уже опробованные на западе бизнес-модели, вкладывая деньги в бизнесы, по большей части скопированные с уже доказавших свою жизнеспособность моделей.
И в первом и во втором случае есть значительные риски того, что компания «не взлетит», а только «выжрет бюджет».
При этом всем мы наблюдаем некую стагнацию Твиттера, нечеткость позиции Майкрософта, у которого после заявления об отставке Стива Балмера акции возросли на $20 млрд, риски Эпл из-за существенного давления Самсунга и отсутствия визионера, которым был Стив Джобс, отстраненную позицию Яху, постоянное исщезновение с лица интернет-пространства крупнейших компаний. Предводители отрасли не всегда знают что делать.
Но у них есть «жировая прослойка» в виде миллиардов оборотных средств. Что говорить о средних и мелких компаниях? Почему закрылся ряд тревел-стартапов рунета, когда еще год назад этот сегмент переживал существенный бум?
Всё это указывает на слишком большую изменчивость, динамику и сложность бизнес-пространства. В этих условиях небольшими гарантиями для стартапа могут быть внешние инвестиции и проверенность бизнес модели, опыт тех, кто «у руля».
С другой стороны, если создается компания, которая является более лучшим аналогом чего-то, что ранее уже пробовалось к воплощению, но по каким-то причинам «не взлетело», или взлетело не так, как хотелось бы, то это не является стартапом в полной мере. Это уже намеренный, эволюционный путь (который к стати сказать менял и выработал свою бизнес-модель).
Во всех остальных случаях (именно те 8 из 10 стартапов, которые по определению обречены) должны активно менять свое оперение, маркетинг, позиционирование, дизайн, всё остальное, и даже стержень бизнеса для того, чтобы выжить и взлететь. Да, это будут не легкие времена, и продукт может работать косо и криво, дизайн быть не вполне внятным, но зато он будет более коррелироваться с рынком и создавать добавленную ценность. Это всегда лучше, чем видеть красивый «воздушный» дизайн на сайте, которые никому не интересен и не имеет перспектив, нежизнеспособен на рынке. Красивые сайты не дающие выхлопа — на свалку.