Издержки производства
Предположим, что существует компания-производитель, для которой средние издержки производства и продажи единицы товара уменьшаются по мере увеличения объема производства.
С ростом производства связаны определенные возможности для экономии: распределение фиксированных издержек на весь объем выпуска и закупка исходных материалов в больших количествах могут уменьшить средние издержки в расчете на единицу товара и сделать производство и сбыт больших объемов продукции более дешевым по сравнению с малыми объемами.
Важно здесь то, что компании, которые ограничивают производство в рамках тайного ценового сговора, неминуемо ограничивают для себя возможность воспользоваться этой экономией. Поэтому им придется пожертвовать некоторым количеством прибыли, если только дополнительные доходы, полученные благодаря сговору, не превысят более высокие расходы на единицу продукции, связанные с ограничением объемов производства.
Это соображение, несомненно, должно снизить решимость компаний с высокими накладными расходами присоединяться к подобным соглашениям. Кроме того, мелкие компании будут стремиться увеличить, а не уменьшить объем производства, чтобы добиться экономии от масштаба.
Для того чтобы конкурировать с более крупными и эффективными компаниями в будущем, расширение производства и снижение издержек за счет экономии от масштаба будут обязательными. Следовательно, фиксировать цены и ограничивать производство затруднительно в ситуации, когда компаниям выгоднее увеличивать, а не уменьшать объемы продаж.
Импорт
Пока мировые рынки остаются свободными, а регулирование квот и пошлин на любые товары находится в компетенции правительства США, возможность тайного ценового сговора на внутреннем рынке ограничивается иностранной конкуренцией. Когда импортируемые товары конкурентоспособны по цене, ценовые сговоры внутри страны оказываются нестабильными.
Всемирный заговор по поводу фиксирования цен и ограничения объемов производства возможен, однако почти все такие заговоры существовали и действовали в прошлом только при активной государственной поддержке.
Честность и доверие. Честность и доверие между участниками тайного сговора являются важными составляющими его успешной реализации. Если один из участников полагает или его убедили в том, что кто-либо из других участников не соблюдает условия соглашения (а исполнение соглашений необходимо контролировать), тогда снижение цен вполне вероятно.